Сетевое взаимодействие
Сетевое взаимодействие как одна из эффективных инновационных форм методической работы с педагогами ДОУ.
Организация методической работы с педагогами на уровне ДОУ с помощью сетевого взаимодействия, осуществляемого между дошкольными образовательными учреждениями Района, позволяет создать единое информационно-методическое пространство, оптимизировать имеющиеся ресурсы, создать условия для методической поддержки и профессионального роста педагогов — обмена и распространения передового опыта работы.
Задачи:
- создать нормативно-правовую базу для реализации сетевого взаимодействия субъектов образования в едином информационном пространстве,
- обновить формы и методы работы с педагогическим коллективом,
- активизировать участие дошкольного образовательного учреждения в решении конкретных образовательных проблем в процессе выхода в сетевое пространство,
- повысить качество работы дошкольного образовательного учреждения в результате создания электронной информационно — образовательной среды в организации,
- повышения уровня ИКТ — компетентности всех участников образовательного процесса,
- развивать открытую информационную среду для реализации модели сетевого взаимодействия субъектов образования.
Достижение поставленной цели осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап - подготовительный включал в себя: изучение передового педагогического опыта по проблеме; аналитико-диагностическую деятельность; поиск в ДОУ, заинтересованных в сетевом взаимодействии — субъектов образования. Был проведен анализ состояния методической работы в ДОУ, ее результативность; сравнительный анализ результатов работы за два учебных года с целью оценки качества образовательных услуг; самообследование дошкольного образовательного учреждения; диагностика и анкетирование педагогического состава с целью определения заинтересованности и востребованности в организации сетевого взаимодействия. Обработка полученных результатов заинтересованности педагогов ДОУ в новой форме методической работы, распределилась следующим образом: 52 % опрошенных одобрили, 28 % считали, что сетевое взаимодействие ничего кардинально не изменит, 20 % были «против» категорически («пустая трата времени»). Весь педагогический состав на момент опроса был удовлетворен качеством методической работы. Но анализ работы ДОУ за два года выявил тенденцию к незначительному спаду результатов. Эти данные заставили задуматься о том, что необходимо искать возможности для ознакомления педагогов ДОУ с опытом работы других дошкольных образовательных учреждений, чтобы педагоги могли посетить сады, пообщаться с коллегами, презентовать свой педагогический опыт и перенять их, узнать инновации и т. д. Посовещавшись с коллегами, мы пришли к единому мнению — необходимо организовать сетевое взаимодействие, как эффективную инновационную форму методической работы с педагогами.
Второй этап - практический :
- составлен план совместной работы с учетом годовых задач дошкольных учреждений;
- составлен график совместных встреч, обговорена их тематика;
- определены формы организации, как традиционные, так и новые, позволяющие поддержать педагога, укрепить его веру в себя, обеспечить единое информационно-методическое пространство.
Все это свидетельствует о том, что при сетевом взаимодействии осуществляется не просто сотрудничество, обмен различными материалами. Через организацию сетевого взаимодействия осуществляется:
- реализация личностного подхода к работе с педагогами;
- формирование эффективной системы непрерывного образования кадров;
- достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса;
- совершенствование профессионального уровня педагогов.
Таким образом, новое содержание, формы и интерактивные методы работы с педагогическим коллективом, в том числе с учетом направлений и форм сетевого взаимодействия, активизируют и приводят в движение потенциальные возможности каждого педагога в отдельности и коллектива ДОО в целом, что напрямую влияет на повышение качества образования.
Объединившись, мы решили проблему методической закрытости детского сада. Теперь любая интересная идея по выбранной нами теме сразу же будет «уходить в массы», позволяя педагогам уже в начале пути чувствовать себя более уверенно, перенимать и апробировать опыт своих коллег, а также демонстрировать свой. Должна быть создана общая накопительная база для наработанного методического материала, интересных педагогических находок.
Направление |
Наименование общественной организации учреждения |
Формы сотрудничества |
Образование |
МОУ «Русско-Бродская школа» |
Педсоветы, посещение занятий, семинары, консультации для воспитателей, родителей, беседы, методические встречи, экскурсии для воспитанников, дни открытых дверей, совместные выставки, развлечения |
Дошкольные учреждения района |
Проведение методических объединений, консультации, методические встречи, показ открытых занятий, обмен опытом |
|
БУ ОО ДПО «Институт развития образование» |
Участие в конкурсах для детей и педагогов, публикации статей, участие в марафоне, в флешмобе, консультации для воспитателей, методические рекомендации, аттестация воспитателей и специалистов |
|
Культура |
Сельская библиотека |
Коллективные посещения, литературные встречи, встреча с библиотекарем, познавательные викторины на базе библиотеки для детей, создание семейной библиотеки, организация встреч с детскими поэтами и писателями |
Школьный краеведческий музей |
Экскурсии, встречи сотрудников в музее и в Детском саду, беседы по формированию патриотических чувств, совместная организация выставок, игры-занятия. |
|
Медицина |
БУЗ Орловской области "Верховская ЦРБ" |
Проведение медицинского обследования сотрудников и воспитанников, связь медицинских работников по вопросам заболеваемости и профилактики (консультирование) |
Безопасность |
Пожарно-спасательная часть №15 ФГКУ "Отряд федеральной противопожарной службы по Орловской области" |
Совместные тренировки по эвакуации детей, экскурсии, беседы с детьми и сотрудниками по ПБ, показ роликов, мультфильмов |
Отделение Госавтоинспекции ОМВД России по Верховскому району |
Тематические беседы о правилах безопасного поведения на улице, показ презентаций, мультфильмов о правилах дорожного движения, развлечения по правилам дорожного движения. |
|
Соцзащита |
Воспитательно-профилактическая работа с семьями детей, находящимися в социально опасном положении |
|
Информационность |
Районная газета |
Публикации статей, репортажи о жизни Детского сада |
СМИ |
Написание статей из опыта работы и публикация на сайтах «Дошкольник РФ», «Альманах педагога», «Педразвитие» публикации методических разработок в сборнике «Педагогические новации» г. Орел, «Педагогическая палитра» г. Орел |